Новые руководящие положения по реализации Закона КНР «О противодействии иностранным санкциям»: что необходимо знать иностранным компаниям
Источник: https://www.china-briefing.com/news/new-guidelines-for-implementing-chinas-anti-foreign-sanctions-law-wh
Госсовет КНР опубликовал новые нормативные акты, конкретизирующие порядок реализации Закона КНР «О противодействии иностранным санкциям». Был расширен перечень возможных контрмер и уточннены последствия за его несоблюдение. Эти положения усиливают правовые и финансовые риски для транснациональных компаний, работающих как в Китае, так и в юрисдикциях, применяющих санкции в отношении китайских лиц, и подчеркивают необходимость всесторонней оценки рисков и получения квалифицированной юридической консультации.
23 марта 2025 года Госсовет КНР опубликовал новый комплект нормативных положений, регулирующих реализацию Закона КНР «О противодействии иностранным санкциям».
Сам закон вступил в силу 10 июня 2021 года и был принят как правовой механизм, предоставляющий китайским властям инструменты для реагирования на действия иностранных государств, которые, по мнению Китая, нарушают международное право и основные принципы международных отношений. Закон рассматривается как средство ответа на экономические санкции и ограничения, введенные США в период политики экономического давления администрации Трампа, а также аналогичные меры со стороны ЕС и других стран.
Новые положения конкретизируют процедурные аспекты реализации закона, расширяют сферу действия контрмер и устанавливают правовые последствия за несоблюдение требований закона.
Что предусматривает Закон о противодействии иностранным санкциям?
Ключевая норма содержится в статье 3 Закона, согласно которой Китай имеет право принимать контрмеры, если иностранное государство:
- нарушает международное право и основные нормы, регулирующие международные отношения;
- использует надуманные предлоги или внутреннее законодательство для сдерживания и подавления Китая;
- применяет дискриминационные или ограничительные меры в отношении граждан и организаций Китая;
- вмешивается во внутренние дела Китая.
Кроме того, Закон наделяет Госсовет полномочиями включать физических и юридических лиц, которые прямо или косвенно участвуют в разработке, принятии или реализации таких мер, в «список контрмер».
Также в этот список могут быть включены:
- супруги и близкие родственники лиц, внесенных в список контрмер;
- высшее руководство или фактические контролирующие лица организаций, внесенных в список;
- организации, где такие лица занимают руководящие должности;
- организации, созданные, контролируемые или фактически управляемые лицами или структурами, включенными в список контрмер.
Виды контрмер, применяемых к фигурантам списка
В зависимости от конкретной ситуации и решения уполномоченного ведомства Госсовета, к включённым в список лицам и организациям могут применяться следующие меры:
- отказ в выдаче визы, запрет на въезд, аннулирование визы, депортация;
- арест, арест в обеспечение и/или замораживание движимого и недвижимого имущества, а также иных активов на территории Китая;
- запрет или ограничение на участие в сделках, сотрудничестве или иной деятельности с китайскими организациями и гражданами;
- иные необходимые меры.
При изменении обстоятельств, послуживших основанием для применения контрмер, Госсовет вправе приостановить, изменить или отменить принятые меры.
Последствия несоблюдения закона
Юридические и физические лица, находящиеся на территории Китая, обязаны исполнять предписания, вытекающие из применения контрмер в рамках закона о противодействии иностранным санкциям. Несоблюдение влечёт за собой ограничение или запрет на осуществление соответствующей деятельности.
Кроме того, законом прямо запрещается выполнение либо содействие в выполнении дискриминационных или ограничительных мер, введенных иностранным государством в отношении китайских граждан и организаций.
В случае нарушения этого запрета и ущемления законных прав и интересов китайских лиц, последние вправе обратиться в народный суд с иском о прекращении нарушения и возмещении убытков.
Важно отметить, что в законе не указано, что нарушение возможно только при реализации санкций на территории Китая, что позволяет предположить: даже выполнение санкций иностранным юридическим лицом за пределами Китая может быть расценено как нарушение китайского законодательства. Это создает правовую коллизию для транснациональных компаний, вынужденных балансировать между законодательными требованиями разных стран — когда исполнение санкций одной юрисдикции может противоречить законам КНР.
Что предусматривают новые нормативные положения?
Расследования и оценка со стороны Госсовета
Новые положения уполномочивают соответствующие подразделения Госсовета проводить расследования и внешние консультации с целью оценки необходимости введения контрмер.
Органы, применяющие контрмеры, теперь обязаны оценивать их эффективность и могут приостанавливать, корректировать или отменять их в зависимости от результатов такой оценки.
Уточнение перечня имущества, подлежащего аресту
Новые положения конкретизируют, что под «иными видами имущества», которые могут быть арестованы, изъяты или заморожены в отношении лиц, включенных в список контрмер, понимаются:
- наличные денежные средства;
- банковские депозиты;
- ценные бумаги;
- доли в капитале (акции, участие);
- объекты интеллектуальной собственности;
- дебиторская задолженность;
- иные финансовые активы.
Расширение перечня запрещенных видов деятельности
Уточнено, что термин «соответствующие сделки, сотрудничество или иные виды деятельности», в которых лицам и организациям из списка контрмер может быть запрещено участвовать, охватывает, помимо прочего, следующие сферы:
- образование;
- наука и технологии;
- юридические услуги;
- охрана окружающей среды;
- экономика и торговля;
- культура;
- туризм;
- здравоохранение;
- спорт.
Кроме того, к «иным необходимым мерам» могут относиться:
- запрет или ограничение на участие в импортно-экспортных операциях, связанных с Китаем;
- запрет или ограничение на инвестиционную деятельность в Китае;
- запрет на экспорт товаров из Китая;
- запрет на передачу данных и персональной информации из Китая;
- аннулирование или ограничение разрешений на работу, пребывание и проживание для соответствующих лиц в Китае;
- наложение штрафов.
Расширенные положения о гражданских исках
Организации и лица, участвующие в реализации иностранных санкций против китайских организаций или граждан, могут стать объектом исков со стороны пострадавших китайских лиц или организаций.
- требование о прекращении противоправных действий;
- требование о компенсации убытков;
- требование о взыскании штрафных убытков в случае существенного вреда.
Эти положения нацелены на защиту интересов Китая и могут привести к серьезным финансовым и репутационным последствиям для нарушителей.
Последствия за несоблюдение контрмер
Новые положения расширяют спектр санкций, применяемых к тем, кто не исполняет предписанные контрмеры:
- ограничение доступа к государственным закупкам;
- исключение из процедур госзакупок и тендеров;
- приостановка или отзыв лицензий на экспорт и импорт;
- ограничения на международную торговлю услугами;
- замораживание активов;
- финансовые санкции.
Организации и физические лица, подпавшие под действие контрмер, могут подать заявление о приостановке, изменении или отмене мер, предоставив доказательства:
- устранения нарушений;
- возмещения причиненного ущерба;
- принятия профилактических мер (например, внутренние аудиты, тренинги по комплаенс, расторжение договоров, способствовавших реализации санкций).
Заявление должно содержать подробное описание принятых шагов по соблюдению закона о противодействии иностранным санкциям.
Ужесточение формулировок по исполнению иностранных санкций
Организации, продвигающие или реализующие иски против китайских субъектов по инициативе иностранных государств, могут быть включены в список контрмер. В отношении них могут применяться:
- замораживание активов;
- запрет на сделки;
- ограничения на выдачу виз и въезд;
- запрет на сотрудничество с китайскими субъектами;
- ограничения на трансграничную передачу чувствительных данных;
- штрафы;
- ограничение доступа к определенным секторам китайской экономики.
Применение закона о противодействии иностранным санкциям на практике
Следует отметить, что закон не содержит четкого определения, что именно считается дискриминационными или ограничительными мерами. Это дает Госсовету широкие дискреционные полномочия.
- 23 июля 2021 г. — введены контрмеры против 7 граждан США и организаций, включая бывшего министра торговли Уилбура Росса, в ответ на санкции США по Гонконгу.
- 10 октября 2024 г. — МИД КНР объявил контрмеры против американских оборонных подрядчиков (включая Skydio, Huntington Ingalls и Scadio) за поставки вооружений Тайваню.
- 5 декабря 2024 г. — введены меры против 13 оборонных компаний США и 6 топ-менеджеров: замораживание активов, запрет на транзакции, ограничения на въезд.
Что это означает для иностранных компаний в Китае?
Новые положения существенно усиливают реализацию закона о противодействии иностранным санкциям, расширяя охват и последствия. Особое значение имеет введение механизма подачи исков против компаний, участвующих в реализации санкций против Китая.
Обязательные оценки со стороны Госсовета при введении мер создают более строгий регуляторный контроль, снижают вероятность произвольного применения и дают возможность добиваться пересмотра или отмены мер.
Тем не менее, данные положения усиливают правовые риски для транснациональных компаний, особенно в случае, если соблюдение иностранных санкций может рассматриваться как нарушение китайского законодательства.
1. Проведите правовой аудит на предмет соблюдения закона о противодействии иностранным санкциям.
2. Мониторьте обновления законодательства и список контрмер.
3. Установите процедуры внутреннего контроля и комплаенс.
4. Получайте консультации местных юридических специалистов по вопросам юрисдикционных конфликтов.
5. Готовьте план действий на случай включения в список (включая PR-стратегию и юридическую защиту).