June 11

Новые руководящие положения по реализации Закона КНР «О противодействии иностранным санкциям»: что необходимо знать иностранным компаниям

Источник: https://www.china-briefing.com/news/new-guidelines-for-implementing-chinas-anti-foreign-sanctions-law-wh

Госсовет КНР опубликовал новые нормативные акты, конкретизирующие порядок реализации Закона КНР «О противодействии иностранным санкциям». Был расширен перечень возможных контрмер и уточннены последствия за его несоблюдение. Эти положения усиливают правовые и финансовые риски для транснациональных компаний, работающих как в Китае, так и в юрисдикциях, применяющих санкции в отношении китайских лиц, и подчеркивают необходимость всесторонней оценки рисков и получения квалифицированной юридической консультации.

23 марта 2025 года Госсовет КНР опубликовал новый комплект нормативных положений, регулирующих реализацию Закона КНР «О противодействии иностранным санкциям».

Сам закон вступил в силу 10 июня 2021 года и был принят как правовой механизм, предоставляющий китайским властям инструменты для реагирования на действия иностранных государств, которые, по мнению Китая, нарушают международное право и основные принципы международных отношений. Закон рассматривается как средство ответа на экономические санкции и ограничения, введенные США в период политики экономического давления администрации Трампа, а также аналогичные меры со стороны ЕС и других стран.

Новые положения конкретизируют процедурные аспекты реализации закона, расширяют сферу действия контрмер и устанавливают правовые последствия за несоблюдение требований закона.

Что предусматривает Закон о противодействии иностранным санкциям?

Ключевая норма содержится в статье 3 Закона, согласно которой Китай имеет право принимать контрмеры, если иностранное государство:

  • нарушает международное право и основные нормы, регулирующие международные отношения;
  • использует надуманные предлоги или внутреннее законодательство для сдерживания и подавления Китая;
  • применяет дискриминационные или ограничительные меры в отношении граждан и организаций Китая;
  • вмешивается во внутренние дела Китая.

Кроме того, Закон наделяет Госсовет полномочиями включать физических и юридических лиц, которые прямо или косвенно участвуют в разработке, принятии или реализации таких мер, в «список контрмер».

Также в этот список могут быть включены:

  • супруги и близкие родственники лиц, внесенных в список контрмер;
  • высшее руководство или фактические контролирующие лица организаций, внесенных в список;
  • организации, где такие лица занимают руководящие должности;
  • организации, созданные, контролируемые или фактически управляемые лицами или структурами, включенными в список контрмер.

Виды контрмер, применяемых к фигурантам списка

В зависимости от конкретной ситуации и решения уполномоченного ведомства Госсовета, к включённым в список лицам и организациям могут применяться следующие меры:

  • отказ в выдаче визы, запрет на въезд, аннулирование визы, депортация;
  • арест, арест в обеспечение и/или замораживание движимого и недвижимого имущества, а также иных активов на территории Китая;
  • запрет или ограничение на участие в сделках, сотрудничестве или иной деятельности с китайскими организациями и гражданами;
  • иные необходимые меры.

При изменении обстоятельств, послуживших основанием для применения контрмер, Госсовет вправе приостановить, изменить или отменить принятые меры.

Последствия несоблюдения закона

Юридические и физические лица, находящиеся на территории Китая, обязаны исполнять предписания, вытекающие из применения контрмер в рамках закона о противодействии иностранным санкциям. Несоблюдение влечёт за собой ограничение или запрет на осуществление соответствующей деятельности.

Кроме того, законом прямо запрещается выполнение либо содействие в выполнении дискриминационных или ограничительных мер, введенных иностранным государством в отношении китайских граждан и организаций.

В случае нарушения этого запрета и ущемления законных прав и интересов китайских лиц, последние вправе обратиться в народный суд с иском о прекращении нарушения и возмещении убытков.

Важно отметить, что в законе не указано, что нарушение возможно только при реализации санкций на территории Китая, что позволяет предположить: даже выполнение санкций иностранным юридическим лицом за пределами Китая может быть расценено как нарушение китайского законодательства. Это создает правовую коллизию для транснациональных компаний, вынужденных балансировать между законодательными требованиями разных стран — когда исполнение санкций одной юрисдикции может противоречить законам КНР.

Что предусматривают новые нормативные положения?

Расследования и оценка со стороны Госсовета

Новые положения уполномочивают соответствующие подразделения Госсовета проводить расследования и внешние консультации с целью оценки необходимости введения контрмер.

Органы, применяющие контрмеры, теперь обязаны оценивать их эффективность и могут приостанавливать, корректировать или отменять их в зависимости от результатов такой оценки.

Уточнение перечня имущества, подлежащего аресту

Новые положения конкретизируют, что под «иными видами имущества», которые могут быть арестованы, изъяты или заморожены в отношении лиц, включенных в список контрмер, понимаются:

  • наличные денежные средства;
  • банковские депозиты;
  • ценные бумаги;
  • доли в капитале (акции, участие);
  • объекты интеллектуальной собственности;
  • дебиторская задолженность;
  • иные финансовые активы.

Расширение перечня запрещенных видов деятельности

Уточнено, что термин «соответствующие сделки, сотрудничество или иные виды деятельности», в которых лицам и организациям из списка контрмер может быть запрещено участвовать, охватывает, помимо прочего, следующие сферы:

  • образование;
  • наука и технологии;
  • юридические услуги;
  • охрана окружающей среды;
  • экономика и торговля;
  • культура;
  • туризм;
  • здравоохранение;
  • спорт.

Кроме того, к «иным необходимым мерам» могут относиться:

  • запрет или ограничение на участие в импортно-экспортных операциях, связанных с Китаем;
  • запрет или ограничение на инвестиционную деятельность в Китае;
  • запрет на экспорт товаров из Китая;
  • запрет на передачу данных и персональной информации из Китая;
  • аннулирование или ограничение разрешений на работу, пребывание и проживание для соответствующих лиц в Китае;
  • наложение штрафов.

Расширенные положения о гражданских исках

Организации и лица, участвующие в реализации иностранных санкций против китайских организаций или граждан, могут стать объектом исков со стороны пострадавших китайских лиц или организаций.

Такие иски могут включать:

  • требование о прекращении противоправных действий;
  • требование о компенсации убытков;
  • требование о взыскании штрафных убытков в случае существенного вреда.

Эти положения нацелены на защиту интересов Китая и могут привести к серьезным финансовым и репутационным последствиям для нарушителей.

Последствия за несоблюдение контрмер

Новые положения расширяют спектр санкций, применяемых к тем, кто не исполняет предписанные контрмеры:

  • ограничение доступа к государственным закупкам;
  • исключение из процедур госзакупок и тендеров;
  • приостановка или отзыв лицензий на экспорт и импорт;
  • ограничения на международную торговлю услугами;
  • замораживание активов;
  • финансовые санкции.

Порядок обжалования

Организации и физические лица, подпавшие под действие контрмер, могут подать заявление о приостановке, изменении или отмене мер, предоставив доказательства:

  • устранения нарушений;
  • возмещения причиненного ущерба;
  • принятия профилактических мер (например, внутренние аудиты, тренинги по комплаенс, расторжение договоров, способствовавших реализации санкций).

Заявление должно содержать подробное описание принятых шагов по соблюдению закона о противодействии иностранным санкциям.

Ужесточение формулировок по исполнению иностранных санкций

Организации, продвигающие или реализующие иски против китайских субъектов по инициативе иностранных государств, могут быть включены в список контрмер. В отношении них могут применяться:

  • замораживание активов;
  • запрет на сделки;
  • ограничения на выдачу виз и въезд;
  • запрет на сотрудничество с китайскими субъектами;
  • ограничения на трансграничную передачу чувствительных данных;
  • штрафы;
  • ограничение доступа к определенным секторам китайской экономики.

Применение закона о противодействии иностранным санкциям на практике

Следует отметить, что закон не содержит четкого определения, что именно считается дискриминационными или ограничительными мерами. Это дает Госсовету широкие дискреционные полномочия.

Примеры применения:

  • 23 июля 2021 г. — введены контрмеры против 7 граждан США и организаций, включая бывшего министра торговли Уилбура Росса, в ответ на санкции США по Гонконгу.
  • 10 октября 2024 г. — МИД КНР объявил контрмеры против американских оборонных подрядчиков (включая Skydio, Huntington Ingalls и Scadio) за поставки вооружений Тайваню.
  • 5 декабря 2024 г. — введены меры против 13 оборонных компаний США и 6 топ-менеджеров: замораживание активов, запрет на транзакции, ограничения на въезд.

Что это означает для иностранных компаний в Китае?

Новые положения существенно усиливают реализацию закона о противодействии иностранным санкциям, расширяя охват и последствия. Особое значение имеет введение механизма подачи исков против компаний, участвующих в реализации санкций против Китая.

Обязательные оценки со стороны Госсовета при введении мер создают более строгий регуляторный контроль, снижают вероятность произвольного применения и дают возможность добиваться пересмотра или отмены мер.

Тем не менее, данные положения усиливают правовые риски для транснациональных компаний, особенно в случае, если соблюдение иностранных санкций может рассматриваться как нарушение китайского законодательства.

Рекомендации для бизнеса:

1.    Проведите правовой аудит на предмет соблюдения закона о противодействии иностранным санкциям.

2.    Мониторьте обновления законодательства и список контрмер.

3.    Установите процедуры внутреннего контроля и комплаенс.

4.    Получайте консультации местных юридических специалистов по вопросам юрисдикционных конфликтов.

5.    Готовьте план действий на случай включения в список (включая PR-стратегию и юридическую защиту).