Цифровизация бухгалтерского учета в Китае к 2025 году: стандарты данных бухгалтерского учета электронных первичных документов внедряются по всей стране
Перевод новости. Источник: https://www.china-briefing.com/news/china-electronic-voucher-accounting-data-standards
Китай продвигает применение стандартов данных бухгалтерского учета электронных первичных документов с целью поддержки безбумажной и структурированной обработки финансовой информации по всей стране. В настоящей статье рассматриваются предпосылки, рекомендации по внедрению, влияние на бизнес и место инициативы в общей стратегии цифровизации бухгалтерского и налогового администрирования в Китае.
19 мая 2025 года Министерство финансов Китая (MOF) совместно с восемью другими государственными органами издало уведомление «О содействии применению стандартов данных бухгалтерского учета электронных первичных документов», что положило начало масштабному внедрению унифицированных стандартов электронных бухгалтерских документов по всей стране. Это решение направлено на ускорение цифровой трансформации бухгалтерского учета и налоговой отчетности предприятий и основывается на успешных пилотных проектах, реализуемых с 2022 года.
Изначально стандарты применялись в пилотных проектах для устранения устойчивых проблем, связанных с получением, возмещением расходов, бухгалтерским учетом и архивированием электронных первичных документов. Проекты, реализуемые в сотрудничестве с Государственным налоговым управлением (STA), Народным банком Китая, Национальным архивным управлением и другими ведомствами, показали эффективность стандартов и позволили устранить «последнюю милю» в процессе цифрового документооборота.
Внедрение стандартов на общенациональном уровне подтверждает приверженность китайского правительства цифровизации учета и безбумажной обработке, создавая как новые требования к соблюдению норм, так и новые возможности для предприятий различных отраслей.
Зачем продвигаются стандарты данных бухгалтерского учета электронных первичных документов?
Для многих предприятий в Китае работа с электронными первичными документами давно стала неэффективной. Несмотря на рост доли безбумажных операций, бизнес часто сталкивается с трудностями при получении, возмещении, проведении по счетам и архивировании электронных счетов и квитанций. Несогласованность форматов, различия в структурах данных и несовместимость систем заставляют финансовые службы тратить чрезмерное время на ручную обработку и исправление ошибок.
Применение единых стандартов представляет собой стратегический шаг на пути цифровизации финансового управления. Эти стандарты обеспечивают унифицированную техническую спецификацию и структурированный формат данных (включая XML и XBRL), что позволяет обрабатывать электронные первичные документы (ЭПД) без предварительного преобразования — от получения и верификации до проведения по учету и архивирования.
Для бизнеса это означает следующее:
1. Поддержка цифровой трансформации функций бухгалтерского учета. Безбумажная обработка ЭПД сокращает рутинные операции и освобождает ресурсы для аналитики и планирования. Структурированные данные становятся базой для цифровой экономики.
2. Содействие экологически устойчивому развитию. Снижение объема печати и физического хранения снижает углеродный след и способствует экологичной деятельности при одновременном сокращении операционных расходов.
3. Укрепление финансового контроля. Создание структурированной и верифицируемой базы данных повышает достоверность информации и помогает предотвратить мошенничество.
4. Решение повседневных проблем финансовых служб. Унификация устраняет типичные затруднения при работе с ЭПД: «сложно получить, сложно возместить, сложно учесть, сложно архивировать».
Иными словами, внедрение стандартов — это не просто технологическое обновление, а практическое решение актуальных задач бизнеса.
Как бизнесу внедрять стандарты?
Хотя применение стандартов в настоящее время добровольное, оно требует пересмотра всего процесса работы с ЭПД — от возмещения расходов до учета и архивирования. Уведомление рекомендует гибкий и поэтапный подход, принимая во внимание различия в цифровой зрелости организаций:
- Крупные и средние предприятия с развитой ИТ-инфраструктурой могут быстро интегрировать платформы возмещения расходов и бухгалтерские системы с поставщиками ЭПД, используя инструменты Минфина или собственные решения.
- Государственные органы и бюджетные учреждения с цифровыми системами могут использовать интегрированные системы бюджетного управления и подключаться к поставщикам ЭПД, соответствующим стандарту, для централизованной обработки данных.
- Малые и микропредприятия с ограниченными ресурсами могут аутсорсить процессы ЭПД сторонним поставщикам, уже соответствующим стандартам, или воспользоваться услугами аутсорсинговых бухгалтерских компаний.
- Некомерческие организации, профсоюзы и сельскохозяйственные кооперативы — им рекомендуется применять адаптированный подход в зависимости от потребностей и технической готовности.
Какие виды электронных первичных документов поддерживаются?
На сегодняшний день стандарты охватывают широкий перечень электронных документов:
- Счета-фактуры в формате XML, включая НДС-счета (общие и специальные), электронные авиабилеты и билеты на поезд.
- Счета в формате OFD с встроенным XBRL, применяемые к определенным видам билетов.
- Электронные квитанции органов власти в формате PDF с XML, например, фискальные квитанции учреждений.
- Платежные поручения по неналоговым доходам в формате PDF с XBRL — в сфере государственного финансирования.
- Казначейские платежные документы в формате PDF или OFD с XML.
- Подтверждения банковских операций и выписки в формате OFD с XBRL.
Эта поддержка позволяет реализовать полный цикл цифровой обработки без необходимости в перекодировке форматов.
Что с другими видами документов?
Пока что стандарты охватывают наиболее часто используемые документы. Однако планируется их постепенное расширение — приоритет будет отдан документам, критически важным для возмещения и бухгалтерского учета. Предприятиям следует отслеживать новые уведомления и стандарты от Минфина.
Требования к поставщикам бухгалтерского ПО
В целях поддержки всекитайского внедрения, обязывает поставщиков программного обеспечения строго соблюдать два нормативных документа:
- Стандарты информатизации бухгалтерского учета (Cai Kuai [2024] No. 11)
- Базовые функциональные и сервисные стандарты бухгалтерского программного обеспечения (Cai Kuai [2024] No. 12)
Оба документа вступили в силу 1 января 2025 года и устанавливают технический и нормативный базис для разработчиков.
- В течение трех лет доработать продукты, обеспечив поддержку полного цифрового цикла работы с ЭПД.
- Обеспечить автоматическую интеграцию с бизнес-системами, проверку подлинности ЭПД (подпись, QR-код), цифровое архивирование, экспорт электронных документов.
- Хранить резервные копии данных в Китае, с возможностью восстановления в случае размещения серверов за рубежом.
- Поддержка китайского интерфейса (ст. 13)
- Интеграция с бизнес-системами и преобразование исходных электронных документов в учетные (ст. 16)
- Проверка подлинности ЭПД (ст. 17)
- Экспорт, отображение и печать в соответствии с национальными стандартами (ст. 27–28)
- Соответствие Закону о кибербезопасности, Закону о защите данных и Закону о гостайне (ст. 37–44)
Общая картина: ускоренная цифровизация налоговой и бухгалтерской системы Китая
Продвижение стандартов данных ЭПД — часть масштабной стратегии цифровизации налоговой и бухгалтерской системы страны. За последние годы власти провели ряд реформ:
- Интеллектуальное налоговое администрирование: внедрение системы электронных счетов-фактур, структурированных форматов и отчетности в реальном времени.
- Цифровой бухгалтерский учет: переход от разрозненных ручных процедур к интегрированным цифровым системам.
- Обязательное электронное архивирование: признание юридической силы цифровых документов.
- Контроль на основе данных: использование больших данных и ИИ для надзора и оценки рисков.
Для предприятий это означает: Бухгалтерия становится не только функцией соответствия, но и стратегическим активом. Компании, которые адаптируются первыми, получат преимущества в эффективности, надежности, аудиторской готовности и интеграции налогово-финансовых процессов.